выше нос


Выше нос



Всегда, когда кто-то старается подбодрить словами "Выше нос!", мне представляется такое невиданное животное "выше нос" – естественно, с задранным носом, беззаботное, забавное и весёлое. Наверное, таким и должен быть учитель.


Три месяца в школе позади. На голове ещё нет седых волос, голос подводил всего пару раз, и, в общем, полёт нормальный. Всего тринадцать недель, но это больше чем практика в школе, это вообще больше всего, что я успела испытать в своей жизни. Каждый день – праздник, и у каждого дня своя история. В этой связи символичны сообщения, который делает с неизменным постоянством один замечательный человек в нашей школе. Его дело нехитрое – чинить стулья, прикручивать лампочки, и, в целом, поддерживать стабильное эмоциональное состояние, в том числе интересными фактами из календаря. Вроде мелочи, но День музыки в Армении может принести радость не только самим армянам, но и тем, кто чуть севернее, куда уже подобрались снега и первые заморозки. А там, в Армении, ещё настраивают кифары и разливают вино нового сбора, накрывают стол и фразой "ээээ, дарагой, проходи, что ты стоишь, как неродной?" встречают родных и неродных гостей. Но это там, в Армении. А всё равно - радостно и за них, и за себя тоже, что живу. В этом мире, в этой стране, в этом городе и в этой школе. Это был исключительно мой выбор – сменить город, работу, образ жизни.


Всё, что было до 1 сентября этого года, происходило как будто в другой жизни. Теперь я учусь встречать каждый день как самый важный. Не ждать какого-то чудного/судного дня впереди, а просто жить. Вероятно, мне открылась тайна радости бытия и того, что называется жить настоящим днём. Это больше всех моих влюблённостей, если их сложить все вместе. Малыши адресуют письма с признанием в любви, восьмиклассники испытывают "на прочность" и ждут-не дождутся, когда сдамся. Но и им я благодарна за то, что делают школу настоящей.


Всего четыре класса, но это восемьдесят человек, которые слушают и, возможно, слышат мои слова о художественной литературе, суждения по разным вопросам культуры, истории, открывают вместе со мной загадки языкознания. И даже если одна душа откликнется, потянется своими мыслями к тому светлому миру, что завещала нам русская и зарубежная классическая литература – этим я буду счастлива.


Сложно говорить о собственной педагогической философии, когда ты учитель со стажем всего в три месяца. Вероятно, я только встала на путь к тому, чтобы её в себе открыть. И даже представляется, что я в волшебной сказке. Вокруг дремучий, неизведанный, нехоженый лес, множество тропинок, и все в себе что-то таят, к чему-то приводят. Но у меня есть цель – найти верную дорогу к свету, и есть волшебные помощники, мои дети. Вот мало кто знает, а, между прочим, синтаксис – это вовсе не раздел науки о языке, изучающий построение слов в словосочетании и предложении, а прозвище, которое было дано когда-то сыну таксиста. Ну что поделать? Мои пятиклассники придумали свой образ, который оказался "живучим". В слове "синтаксис" они услышали "сын таксиста". И теперь на уроках мы постигаем тайны русского языка, его сложных и безумно интересных конструкций в специальной "автошколе", куда каждый раз приходит учиться новый сын таксиста – по списку в журнале. Здесь он запоминает разные "дорожные" знаки препинания и их место в "уличном" предложении, останавливается там, где нужно, и паркуется не в витрине магазина. Благодаря этому русский язык – это нескучный предмет. И таких примеров, когда случайно возникшая ассоциация оказывается основой для построения школьного урока, немало. И хотя принято познавательной цели отводить последнее место в целевом триединстве, то в моём случае она чаще оказывается на первом. Прежде – заинтересовать, а уж после – обучать и развивать.


Это ли не главное – видеть, что детям на уроке интересно? Наблюдать, как они незаметно для себя усваивают сложный материал? Общая педагогическая философия сегодня тоже занята поиском новых подходов к организации образовательного процесса, реагируя на изменения, произошедшие в сознании российского общества. "Новый" ученик уже не усваивает готовый материал, и на первый план выходят активные формы познания. В этом отношении роль учителя – показать, насколько здесь интересно, в этой области знания. В таком случае учитель – это ещё и менеджер, что не является оскорблением или недостойным сравнением для него во времена, проходящие под знаком эффективной рекламы. Пройдёт эпоха клипового сознания, придут новые времена, а огромное здание российской школы будет стоять, как и прежде. Выше нос, учитель!

Комментариев нет:

Отправить комментарий